Занятие № 1. Наука о тканях

 Основное содержание.

  1.     Краткие сведения об истории развития гистологии.
  2.     Предмет и задачи гистологии.
  3.      Методы гистологии.
  4.      Классификация тканей растений.
  5.     Значение гистологии для науки и практики.

Краткие сведения об истории развития гистологии.

Сегодня мы с вами начнём увлекательное знакомство с миром тканей растений и животных, с удивительной наукой ГИСТОЛОГИЕЙ.

Для начала вспомним: – Из каких микроскопически малых частиц состоят все живые организмы?

Конечно же, речь идёт о клетках.

—         На какие группы можно разделить все живые организмы по числу клеток?

Среди растений, животных и грибов известны как многоклеточные так и одноклеточные организмы.

—         Внимательно рассмотрите рисунки.

         

Папоротник

Хламидомонада

Василёк

Улотрикс

Ламинария сахарная

Ответьте на вопрос:

— Какие из организмов многоклеточные, а какие  одноклеточные? Почему вы так решили, обоснуйте свой ответ.

Число клеток в многоклеточном растении достигает астрономических величин. Так, один лист дерева насчитывает более 100 миллионов клеток. Размер большинства клеток растения колеблется в пределах 0,01   – 0,1 мм, но некоторые клетки могут достигать большой величины.

Например, клетки мякоти цитрусовых (мандарина, апельсина, лимона) видны невооружённым глазом.

У бурых водорослей насчитывается не более 10 различных типов клеток, у мхов ≈ 20, у папоротников ─ 40, у покрытосеменных ─ 82.

Водоросли относятся к группе низших растений, так как у этих организмов не выделяются ткани и органы.

Ткань ─ группа клеток и межклеточного вещества, сходные по строению, происхождению и приспособленные к выполнению одной или нескольких функций.

Вопрос:

—        Подумайте и объясните, почему в процессе эволюции возникла потребность в дифференциации клеток.

Предмет и задачи гистологии.

Первые микроскопы

Наука, изучающая ткани, называется гистологией  (гистология – от греч histos-ткань — раздел морфологии, изучающий ткани многоклеточных животных, в т.ч. и человека).

Ткани растений изучает анатомия растений. Возникновение последней связано с изобретением микроскопа братьями Янсенами (1590г.) и работами Мальпиги и Грю, которые впервые провели полное микроскопическое изучение растительных объектов (кон. 17 в.).

Со второй половины 19в. изучение растительных тканей ведётся в тесной связи с изучением их роста, развития, дифференцировки в процессе онтогенеза, а также с учётом выполняемых ими функций.

Становление гистологии как самостоятельной науки в 20-е гг. 19 в., связано с развитием микроскопии. Методологическую основу гистологии составила клеточная теория, сформулированная Т. Шванном и М. Шлейденом.

—         Вспомните основные положения клеточной теории.

Задачи современной гистологии:

  • Ø — выяснение эволюции тканей;
  • Ø -исследование хода и причин их развития в организме (гистогенез);
  • Ø — изучение строения и функций специализированных клеток, взаимодействие клеток в пределах одной ткани и между клетками разных тканей;
  • Ø — определение регуляторных механизмов, обеспечивающих целостность и совместную деятельность тканей;
  • Ø — установление возможности регенерации тканевых структур;
  • Ø — изучение тканевых механизмов развития;
  • Ø — моделирование тканевых и органных процессов, например в культуре тканей.

Методы гистологии и анатомии растений

Изучение структуры и функций тканей основывается главным образом на световой микроскопии с использованием различных приёмов фиксации материала, его окрашивания и приготовления срезов.

    

 Микропрепарат — предметное стекло с расположенным на нем объектом, подготовленным для исследования под микроскопом. Сверху объект обычно накрывается тонким покровным стеклом. Размеры предметных стекол (25 на 75 мм) и их толщина стандартизированы, это облегчает хранение препаратов и работу с ними.

  • Различают постоянные препараты, в которых объект, накрытый покровным стеклом, заключён в канадский бальзам или другую прозрачную твердеющую среду, и временные, в которых заливка производится в глицерин-желатин, либо объект помещается в физиологический раствор или просто в воду. Постоянные препараты могут сохраняться без изменений многие десятилетия.
  • Микропрепараты, не предназначенные для длительного хранения, называются временными. Изучаемый объект помещают на предметное стекло в каплю воды, глицерина, раствора, реактива или красителя и накрывают покровным стеклом. Такие препараты можно хранить в течение нескольких дней, поместив во влажную атмосферу.

Для приготовления высокоточных сверхтонких срезов в гистологии используют специальные приборы – микротомы.

     
Ротационный микротом. Модель 508. Микротом замораживающий МЗ-2. Микротом с ручным управлением

 Кроме того, для приготовления срезов и микропрепаратов необходимо и другое специальное оборудование, которое мы с вами будем использовать на лабораторных и практических работах.

       
Предметное стекло Покровное стекло Набор инструментов:

  1. Ножницы
  2. Препаровальная игла 1
  3. Скальпель
  4. Препаровальная игла 2
  5. Пинцет
  6. Пипетка
Набор готовых микропрепаратов

Для того чтобы приготовить временный микропрепарат нужно иметь определённые навыки работы.

рис.1

рис.2

— Рассмотрите детали рисунков 1 и 2. Скажите, каким оборудованием пользовались в первом и во втором случае для приготовления временного микропрепарата?

 

*Правила изготовления анатомических срезов

Для соблюдения техники безопасности работать с колющим и режущим оборудованием необходимо в присутствии взрослых!

При изготовлении временных микропрепаратов необходимо соблюдать следующую последовательность операций:

  1. •  Вымыть и тщательно вытереть предметное и покровное стекла. Чтобы не сломать очень хрупкое покровное стекло, надо поместить его в складку салфетки между большим и указательным пальцами правой руки и осторожно вытереть его круговыми движениями пальцев;
  2. •  Нанести на предметное стекло пипеткой каплю жидкости (воды, глицерина, раствора, реактива или красителя);
  3. •  Сделать срез изучаемого органа при помощи лезвия. Лезвие должно быть очень острым. Для изготовления срезов, мелкие объекты поместить между кусочками из сердцевины бузины или пенопласта. Лезвием выровнять верхнюю поверхность пенопласта вместе с объектом. Затем сделать тонкий срез, ведя лезвием к себе наискось одним плавным и быстрым движением. При этом объект держать строго вертикально, а лезвие — строго горизонтально. Обе руки должны быть совершенно свободны. Не следует ими опираться на стол или прижимать к груди. Сделать сразу несколько срезов. Лезвие и объект все время смачивать.
  4. •  Выбрать самый тонкий срез, перенести его с помощью препаровальной иглы или тонкой кисточки в центр предметного стекла в каплю жидкости;
  5. •  Закрыть срез покровным стеклом так, чтобы под него не попал воздух. Для этого покровное стекло взять двумя пальцами за грани и подвести под углом нижнюю грань к краю капли жидкости и плавно его опустить;
  6. •  Если жидкости много, и она вытекает из-под покровного стекла, удалить ее при помощи фильтровальной бумаги. Если же под покровным стеклом остались места, заполненные воздухом, то добавить жидкость, поместив ее каплю рядом с краем покровного стекла, а с противоположной стороны фильтровальную бумагу.

 

 

Классификация тканей растений

Накопление данных о микроскопическом строении тканей и органов, позволило в середине 19в., для удобства обзора и облегчения обучения, создать классификацию тканей.

Ткани растений по форме клеток подразделяются на две группы:

Чаще всего растительные ткани делят на несколько групп, в зависимости от основной функции.

Классификация растительных тканей

 

На наших занятиях мы с вами будем знакомиться только с тканями растений.

Основные понятия темы: гистология, клеточная теория, ткань, классификация тканей.

Вопросы для повторения и задания:

  1. Выберите правильное определение понятия «ТКАНЬ»:

а) ткань – это группа клеток, сходных по своим функциям.

б) Ткань – это группа клеток, сходных по своему происхождению и строению.

в) Ткань – это группа клеток, сходных по своему строению, происхождению и функциям.

г) Ткань – это группа различных клеток, выполняющих общую функцию.

  1. Что изучает гистология?
  2. Какие вам известны классификации тканей растений?
  3. Чем можно объяснить, что многоклеточные растения и животные состоят из нескольких видов тканей?
  4. *В чём отличие растительных тканей от животных? Если у вас возникнет затруднение, попробуйте найти ответ с помощью ресурсов Интернет.

Оставьте комментарий